Аугсбур

А́угсбург (нем. Augsburg), на швабском диалекте Аугшбург — университетский город на юго-западе Баварии, считается наиболее древним городом Германии после Трира. Аугсбург не входит в состав какого-либо района, а является столицей Швабии. Аугсбург с населением 264 тысяч жителей — третий по величине город в Баварии после Мюнхена и Нюрнберга.

Современный Аугсбург — третий по численности населения город Баварии (после Мюнхена и Нюрнберга), крупный научный и промышленный центр (здесь расположены заводы «Сименс», «Мессершмитт», «MAN», «OSRAM» и многие другие). Тем не менее, воздух здесь чист, а цветы и деревья столь обильны, что в 1997 году Аугсбург победил в конкурсе на самый «озеленённый» город, в котором участвовали города девяти европейских стран.  Весьма весомый вклад в чистоту воздуха вносит и хорошо организованная сеть городского пассажирского транспорта, избавляющая город от значительного числа личных машин. Для них на въездах в город с автомагистралей организованы перехватывающие стоянки, с которых до любого места в городе можно быстро добраться общественным транспортом — автобусом и трамваем.

Название

Название города происходит от первого названия города — Augusta Vindelicorum, который был основан как военный лагерь Друзом и Тиберием по приказу императора Августа в 15 году до н. э. Впоследствии город стал центром римской провинции Реция и в течении последующих 400 лет римского владычества активно развивался и процветал. Поэтому Аугсбург является одним из самых древних городов Германии, и самым древним после Трира.

География

Расположение Аугсбурга

Аугсбург расположен на реках Лех и Вертах. Самая старая часть города и южные районы расположены на севере подножия высокого уступа, который возник между крутой холмистой местностью Фридбергом на востоке и высоким перешейком на западе.

Аусбруг граничит с национальным парком Аугсбург — Западные Леса. Кроме того, сам город богат зелеными насаждениями, поэтому Аугсбург получил в 1997 году европейскую награду «Самый живой и зеленый город». Город является крупнейшем владельцем лесов в Баварии.

Аугсбург называют «городом трёх рек». Речь идёт о Лехе, Вертахе и Зингольде. Лех — главная река, Вертах — приток Леха, Зингольд течёт из Восточного Алльгоя и в Аугсбурге впадает в систему искусственных каналов и местных ручьёв.

Аугсбургская агломерация

С востока с Аугсбургом граничит округ Aichach-Friedberg, на западе — Аугсбургский округ. Благодаря вытянутой с севера на юг форме города много городов и муниципальных образований граничат с Аугсбургом по сторонам своеобразного коридора .

Агломерация Аугсбурга по часовой стрелке идёт, начиная с востока следующим образом: Friedberg (Landkreis Aichach-Friedberg),Königsbrunn, Stadtbergen, Neusäß, Gersthofen (все — Аугсбургский округ). Все их основные поселения непосредственно прилегают к застроенным районам Аугсбурга.

Кроме того, с Аугсбургом граничат муниципалитеты Rehling, Affing,Kissing , Mering и Merching (все — округ Aichach-Friedberg) и Bobingen, Gessertshausen и Diedorf (все — Аугсбургский округ).

Структура городской территории

Площадь Аугсбурга в административных границах — 147 квадратных километров. Жилые дома занимают лишь четверть этой территории, причём вместе с прилегающими свободными зонами. Развитие жилого сектора планируется за счёт 200 гектаров конверсионных территорий, где уже есть дорогостоящая инфраструктура. Треть административной территории Аугсбурга занимают сельскохозяйственные угодья, четверть — леса. 78 километров — протяжённость городских границ. 23 километра — с севера на юг и 14,5 километров — с запада на восток. 19 километров — протяжённость течения Леха в черте города, 13 — Вертаха, 6 — Зингольда.

С 1972 года, когда в ходе административной реформы в административные границы Аугсбурга вошли прилегающие территории, Аугсбург стал относиться к самым зелёным из больших городов Германии. Stadtwald — городской лес на юго-востоке, с его площадью в 21 квадратный километр, не только любимое место проведения отдыха и досуга горожан, но и важнейшая природоохранная зона.

Юго-запад городской территории — часть другой природоохранной зоны. Это Naturpark Augsburg-Westliche Wälder — Натурпарк Аугсбургские Западные леса. Сама зона имеет площадь в 1.175 квадратных километров и является крупнейшей в Баварской Швабии. На севере она граничит с Дунаем, на востоке — с долиной Вертаха, на западе — с Mindel, на юге- с нижним Алльгой.

Водные ресурсы

Аугсбург — город каналов. Когда-то необходимость в водяных мельницах и ткацких цехах заставила прорыть их в большом количестве. Больше всего каналов на Лехе — 29 (общая длина −77 километров), на Вертахе — всего лишь 4(общая длина −11 километров). Общая длина всех каналов в Аугсбурге — 90 километров. 45 километров — протяжённость 19 ручьёв, текущих в Аугсбурге.

Среди каналов Аугсбурга выделяются два: Fabrikkanal, в который впадает Зингольд, и Senkelbach на севере города. Оба этих канала впадают в итоге в Вертах, а Fabrikkanal к тому же и течёт параллельно Вертаху.

Ручьи, протекающие в Аугсбурге, представляют собой сложную водную систему. У Hochablass два водных потока: Hauptstadtbach и Neubach — разделяются Лехом, но через несколько сотен метров соединяются снова и впадают на севере в Herrenbach. Все вместе, в свою очередь, они питают Proviantbach с его притоками: Hanreibach и Fichtelbach, а также текущий на запад Kaufbach. Kaufbach, в свою очередь, питает Schäfflerbach и каналы Stadtgräben и Innenstadtkanäle, которые соединяются потом на севере города у UPM Kymmene. Stadtbach на западе города у Wolfzahnau снова соединяется с Proviantbach, и у устья Вертаха впадает в Лех. Через Pfersee течёт Mühlbach. Brunnenbach течёт через Stadtwald, разделяясь потом на множество мелких ручьёв и перед Innenstadt соединяясь снова в один поток.

В городе есть искусственное озеро — Kuhsee. Его площадь- 15 гектаров, глубина — от 1 до 5 метров. Озеро возникло в 1972 году, когда в результате строительства плотины широко разлился рукав Леха. Теперь это любимое место отдыха горожан.



История

Старинный баварский город Аугсбург, расположенный неподалёку от Мюнхена (примерно в сорока минутах на поезде), знаменит не только своим почтенным возрастом. Хотя его возраст и в самом деле заслуживает уважения: город был основан римлянами в 15 году до н. э. В Средние века Аугсбург был одним из крупнейших торгово-финансовых центров Европы, к тому же, со статусом вольного имперского города Священной Римской империи германской нации. В 1806 году, в ходе наполеоновского переустройства Европы, Аугсбург лишился статуса вольного города и был включён в состав Баварского королевства.


От средневековых времён, времён расцвета Аугсбурга, сохранился общий стиль исторического центра города и наиболее значимые архитектурные сооружения: великолепная ратуша и башня Перлахтурм, соборы, части городских укреплений. Расцвет пришёлся на первую половину XVII века — аугсбургские купцы были одними из богатейших в Европе, а императора Священной Римской империи Максимилиана I даже стали называть «мэром Аугсбурга» из-за его частых визитов в город. К этому же историческому периоду относится сооружение монументальных фонтанов на центральных площадях, и поныне украшающих город. Кстати, Аугсбург гордится и тем, что его купцы вкладывали огромные средства не только в недвижимость, но и на благотворительные цели. Например, на средства купца Якоба Фуггера был построен целый благоустроенный квартал Фуггерай из пятидесяти трех домов «для людей трудолюбивых и порядочных, но по несчастью впавших в бедность», за проживание в котором взималась символическая плата — один рейнский гульден в год.

Как и большинство более-менее крупных немецких городов, Аугсбург сильно бомбили 1944-45 годах. В основном бомбили три района: север (танковый завод MAN), юг (завод «Мессершмитт») и центр (ремонтные мастерские военной техники, расположенные в подвалах домов). Самый крупный налёт был в конце февраля 1944 года. Тогда удар по городу нанесли свыше 500 самолётов союзников. Англичане бомбили центр, а американцы, имевшие тяжёлые бомбардировщики — военные заводы на севере и юге города. Погибло большинство архитектурных памятников, и понадобились десятилетия восстановительных работ, чтобы вернуть хотя бы часть утраченного.




Еврейская община

Появление еврейского населения в Аугсбурге

Первое упоминание о евреях в городе Аугсбурге относится к 1212 году. Историки считают, что в 1230—1235 годах в Аугсбурге уже существовала небольшая, численностью в несколько десятков семей, еврейская община. Еврейское кладбище упомянуто под 1231 годом. Уже под 1240- м годом в документах упомянуты несколько зданий, находящихся в собственности общины. Под 1259 годом упоминается синагога, и здание управления еврейской общиной. А в 1290 году евреи попросили у городского совета разрешение на строительство своей бани, мотивируя это прошение религиозными соображениями. Спустя некоторое время в Аугсбурге в комплекс зданий еврейской общины уже входили не только синагога, управление и баня, но и своя пекарня, дом для танцев и дом для занятий.

Средние века

Раввин аугсбургской общины описывается в хрониках как «Judenmeister» («Главный еврей»), "Grossjude" или «Judenbischof» («Еврейский епископ»). В его обязанности входило следить за соблюдением членами общины не только религиозных, но и светских предписаний, под которыми можно понимать и указания совета общины, и указания Аугсбурского городского совета. В средневековой Европе это было очень похоже на власть католических епископов на подвластных им землях, поэтому раввина и называли тогда «еврейским епископом». Самым выдающимся из аугсбургских раввинов считается Яков Вайль, бывший главой общины в 1412—1438 годах. Именно он в 1433 году вёл в Базеле переговоры с императором Сигизмундом о величине уплачиваемого евреями коронационного налога.

Постепенно, за счёт активного участия в торговле и ростовщических операциях, благосостояние верхушки еврейской общины стало расти. Это было связано с существовавшим в Средние века церковным запретом для христиан заниматься финансовыми операциями. Но рост зажиточности части еврейской общины вызывал резко отрицательную реакцию у наиболее агрессивно настроенных горожан. Не в последнюю очередь это было связано с желанием влиятельных должников избавиться от необходимости отдавать долги.

Эпидемия чумы и изгнание евреев из Аугсбурга

В 1348—1349 годах в Европе разразилась страшная эпидемия чумы, уничтожившая в итоге от четверти до трети населения во многих странах. Масштабы эпидемии были тесно связаны со скученностью и теснотой в средневековых городах и пренебрежением правилами гигиены. Между тем, религиозные предписания евреев диктовали им постоянное соблюдение гигиенических правил — в результате этого потери от чумы среди еврейского населения были относительно невелики.[2] Обычный при массовых бедствиях психоз на этот раз нашёл свою цель в еврейских общинах. Их относительная неуязвимость в условиях повальной эпидемии и сама по себе вызывала подозрение в том, что здесь не обошлось без колдовства. А традиционная неприязнь к чужакам толкала к выводам, что, помимо колдовства, евреи занимаются и порчей, насылая чуму на христиан и отравляя источники. Евреи были убиты или изгнаны из городов Германии во многих местах в то время, в том числе и в Аугсбурге. И хотя в хрониках под 1355 годом снова отмечены в Аугсбурге 18 еврейских семей, ненависть и подозрительность со стороны других горожан делали их пребывание в городе очень опасным.

Евреи были обложены очень высоким налогом, их дома снова поджигались, а имущество подвергалось разграблению. В 1434 году городской совет Аугсбурга обязал всех евреев носить на свое одежде жёлтый круг, как символ своего чужеродства. В 1438 году решением городского совета все евреи были изгнаны из Аугсбурга, как оказалось, на несколько столетий. Жилища евреев были конфискованы, синагога и другие общественные здания превратились в дома для горожан, а надгробные камни на еврейском кладбище — в стройматериал. Вплоть до рубежа 18 и 19 веков евреев не пускали на постоянное место жительства в Аугсбург.

Восстановление в Аугсбурге еврейской общины

Следующая глава истории евреев в Аугсбурге началась на закате существования Аугсбурга как свободного имперского города. В 1806 году Аугсбург потерял свою независимость и вошёл в состав Баварии. С этого года появление в городе еврейского населения уже не зависело от воли городских советников. К тому же, именно в этот период Аугсбургу для развития понадобились деньги еврейских банкиров: для широко развернувшегося строительства. Здесь прежде всего надо назвать имена аугсбургского банкира Арнольда Селигмана и его брата Симона, жившего в Мюнхене. Они были соучредителями Баварского ипотечного и учётного банка, чьи кредиты и ссуды под учётные векселя стали финансовой основой для развития рынка недвижимости в Аугсбурге.

С самого начала 19го века, еврейское население в Аугсбурге непрерывно увеличивалось. Это были люди самых разных профессий: ремесленники, торговцы, врачи, адвокаты. Естественно, что рост численности еврейской общины вызвал и объективную потребность в синагоге. Она появилась в 1858 году в Зимнем переулке (Wintergasse), а уже в 1863 году была расширена. Но так как еврейское население продолжало расти, к началу XX века и это здание стало слишком маленьким. В 1911 году уже был составлен архитектурный план строительства на Halderstrasse целого комплекса, состоящего из синагоги и соседних зданий. Строительство началось в 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны, и было закончено, несмотря на события войны, в 1917-м. В это время еврейское население составляло всего около одного процента жителей Аугсбурга (1200 человек), но среди него была значительная прослойка обеспеченных, зажиточных людей. Еврейские банкиры полностью или частично владели около 20 банками в Аугсбурге, доля еврейского капитала в системе оптовой и розничной торговли была существенной, и многие евреи были, в свою очередь, трудоустроены в фирмах своих единоверцев. Кроме того, многие евреи трудились в текстильной и химической промышленности, развитой в то время в Аугсбурге. Среди евреев было немало известных и уважаемых в городе врачей, адвокатов, художников и музыкантов.



Времена нацизма

Грозовые тучи над еврейским населением Аугсбурга начали сгущаться ещё до прихода Гитлера к власти. Осквернения еврейского кладбища нацистами на Хаунштеттерштрассе неоднократно случались в 1924—1930 годах. Однако тогда это были только экстремистские выходки, не имеющие отношения к государственной политике и расследовавшиеся полицией. Всё изменилось в 1933 году, когда Гитлер пришёл к власти. Напряжение нарастало с каждым годом, пока не настала «Хрустальная ночь» 10 ноября 1938 года. В эту ночь нацисты подожгли аугсбургскую синагогу. Пожар был вскоре потушен, так как синагога прилегает вплотную к соседним зданиям и пламя могло распространиться на всю улицу. Но атмосфера разорения и запустения с тех пор стала реальностью для еврейской общины Аугсбурга. Из 1030 евреев, живших в Аугсбурге, около половины сумели уехать из Германии. Оставшиеся были собраны в одно здание и в 1942 году депортированы в концлагеря. После окончания войны в Аугсбург вернулись только 25 человек, а в целом в Швабию — около 300 человек.

Еврейская община в Аугсбурге после Второй мировой войны

Тем не менее, первым послевоенным бургомистром Аугсбурга стал назначенный американскими оккупационными властями еврей Людвиг Дрейфус. Так или иначе, еврейская община стала восстанавливаться. В 1946 году была основана новая община Аугсбурга-Швабии. В 1963 году в аугсбургской синагоге уже прошли первые службы. До начала массовой эмиграции из стран бывшего Советского Союза, численность еврейской общины в городе росла очень медленно. В 1987 году в ней состояли только 247 человек. Ситуация начала меняться в 1990 году, когда рухнул железный занавес. В Аугсбург стали приезжать евреи из СССР. Сейчас численность еврейской общины Аугсбурга — 1800 человек, и её основной язык — русский.[источник не указан 637 дней]

Ювелирное искусство Аугсбурга

Уже в XV веке Аугсбург стал одним из самых известных центров ювелирного искусства Европы. В Германии с Аугсбургом соперничали только мастера из Саксонии и Шлезвига. Если говорить о немецком стиле, выделяющем нацию среди других народов Европы, то в данном случае речь идёт об очень умелом использовании декоративных возможностей материала, включая позолоту серебряных изделий и гравировку. Немецкое барокко отличалось таким богатством выразительных форм, которое вплотную соседствовало с излишествами. Поэтому аугсбургский стиль оценивают по-разному.

Большинство ювелиров работали по рисункам художников-орнаменталистов, но были и те, кто сами создавали рисунки для своих изделий. Не все изделия были из чистого серебра. Иоганн Шнелль, например, очень искусно украшал серебряные изделия позолотой и эмалью. До 17-го века в основном применялся «ремешковый орнамент», то есть переплетение завитков, как на художественно выполненных ремнях. Потом стали всё чаще встречаться растительные мотивы: цветы, плоды и листья. Причём начал побеждать реализм: растения изображались без особых фантазий. Зато их собирали в живописные группы и гирлянды, и именно в этом виде они украшают поверхность тарелок, больших блюд, кубков и кружек.

К середине 17-века «ремешковый орнамент» исчез, но оставил наследников: кнорпельверк и ормушельверк. Узоры хрящевидного вида и вида, напоминающего ушную раковину, явно свидетельствовали о приближении эпохи рококо. В век рококо аугсбургское ювелирное искусство не только не снизило свой художественный уровень, но и вышло в абсолютные лидеры в Германии и Западной Европе. В восемнадцатом веке предметы, изготовленные аугсбургскими ювелирами, заполнили собой практически все дворцы царствующих домов Европы. Больше всего заказов поступало из Пруссии. Правда, Фридрих Великий переплавил почти всё аугсбургское серебро из своих коллекций, чтобы превратить его в монеты и расплатиться с армией во времена Семилетней войны.

Рококо постепенно сменил классицизм. Ясный и спокойный стиль классицизма не подходил аугсбургскому менталитету. В новых условиях Аугсбург стал терять передовые позиции. Новый удар по аугсбургским ювелирам нанесла демократизация общества. Покупателей стало на порядок больше, но каждый из них платил немного. Подстраиваясь под перемены, ювелирное искусство стало заметно удешевляться: пошла «штамповка». Вещи стали изготавливать без особых затей : побыстрее и побольше по количеству. К тому же на рынок хлынули ещё более дешёвые изделия из Англии — плоды промышленной революции. Спрос на уникальные художественные изделия резко сократился. Сократился в результате и ассортимент. Остались лишь столовое серебро, канделябры и туалетные приборы: в стиле классицизма, простые и строгие, с гладкой поверхностью и античным орнаментом.

Исчезнувшие монастыри

Доминиканский монастырь Святой Урсулы (St. Ursula — Dominikanisches Frauenleben)

Ещё в тринадцатом веке в Lechviertel «Am Schwall» поселились благочестивые женщины, добровольно решившие жить вместе во имя Бога. Они называли себя «Сёстры добровольной бедности». Но это ещё был не монастырь: не хватало церковной юрисдикции и помещения для устройства нормальной монастырской жизни. Монастырь появился лет на сто позже, в 1335 году, когда аугсбургский клирик Бертольд Рем подарил благочестивым женщинам большой дом и признал их совместное проживание соответствующим уставу церкви. Ещё через 50 лет монахинь объявили принадлежащими к доминиканскому ордену, потому что монастырь Святой Магдалены доминиканцев-мужчин был как раз недалеко от монахинь.

В начале шестнадцатого века монахини St. Ursula — Dominikanisches Frauenleben получили от ордена подарок : новые здания монастыря и монастырской церкви в стиле поздней готики. Но началась Реформация, и в 1537 году монахини были вынуждены перебраться в город Диллинген, в епископскую резиденцию. Через 10 лет успехи католической Контрреформации позволили им вернуться в Аугсбург : под теперь уже надёжную защиту архиепископа.

В начале восемнадцатого века часть монастырских построек была перестроена в духе барокко. Жили тогда в монастыре всего лишь две дюжины сестёр. Они ухаживали за больными женщинами, бесплатно вели занятия для девочек в Ulrichsviertel и зарабатывали средства к существованию искусной вышивкой и шитьём. В 1802 году монастырь был передан государству. Жившие там 21 монахиня получили право пожизненно оставаться в здании монастыря, но приём новых монахинь был прекращён. Когда в 1806 году Аугсбург потерял самостоятельность, правительство Баварии возродило монастырь. Правда, приём новых послушниц начался только в 1828 году, а постройки монастыря продолжали принадлежать государству. Лишь в самом конце XIX века церкви удалось выкупить у Баварии монастырь обратно.

В 1944 году церковь монастыря была почти полностью разрушена во время бомбёжки Аугсбурга. Её долго восстанавливали после войны, и восстановили в итоге в упрощённых формах. История монастыря закончилась в 1975 году. Тогда церковное руководство оставило от того, что было, только реальную школу для девочек. Там учится сейчас 560 учениц.

Монастырь Святой Елизаветы (St. Elisabeth — Die Kochschule der Stiefelnonnen)

Это был самый маленький и самый странный монастырь в Аугсбурге, хотя с официальной версией у него всё было в порядке: учреждение «Третьего ордена» францисканцев. Последний по времени возникновения из аугсбургских монастырей, St. Elisabeth — Die Kochschule der Stiefelnonnen возник в 1712 году, как личная инициатива всего-навсего двух женщин. Поварихи-подружки Розина и Вальбурга купили в складчину у францисканцев два дома, и стали собирать вокруг себя женщин, желающих вести благочестивый образ жизни. Деньги же для своего монастыря подруги зарабатывали, устроив школу ведения домашнего хозяйства. В странном монастыре поварих обеты послушания давались сроком только на один год, после чего послушницы могли возвращаться в обычную жизнь. Лишь спустя 60 лет после основания монастыря официальная церковь признала эту «общественную инициативу». Секуляризация начала XIX века застала в монастыре семерых монахинь. Им разрешили там дожить остаток дней, но монастырь был закрыт.

Мужской монастырь башни Перлахтурм (Stiftsherren unter dem Perlachturm)

История этого монастыря очень тесно связана с самыми старинными зданиями Аугсбурга. В 1060 году епископ Аугсбурга Эмбрико рядом с нынешней башней Perlachturm, на месте старой капеллы, в тогдашнем торговом поселении купцов основал маленькую общность клириков. Экономической основой её жизни послужила подаренная ей деревня Lamerdingen. Служили же клирики в церкви St. Peter, в башне. Там же и жили: по монастырскому уставу. Perlachturm самое древнее сооружение Аугсбурга после Дома. Лишь в 1260 году горожане построили первую Ратушу — на месте здания епископского суда.

Клириков в монастыре всегда было очень мало, не больше десяти, но зато это был самый аристократический монастырь города: по традиции все монахи Stiftsherren unter dem Perlachturm происходили из лучших патрицианских фамилий Аугсбурга. У них и подчинение было особое, двойное: епископу и Городскому Совету. Секуляризация начала XIX века коснулась и этого уникального монастыря — его закрыли.